Музей антропологии в Мехико, Мексика: фотки и видео (4/8)
08.12.2025 23:20
Большой рельефный мексиканский топографический макет центральной части страны: горы Сьерра-Мадре, вулканы Попокатепетль и Истаксиуатль, долина с озером Тескоко и окружающие плато.

Коллекция древних мексиканских керамических сосудов преимущественно доклассического и классического периодов.
В центре выделяется крупный сосуд с антропоморфным лицом в стиле теотиуаканской культуры и пара цилиндрических сосудов с рельефными масками.
Справа и слева — треножные чаши и горшки с зооморфными и антропоморфными элементами, характерные для культур Центральной Мексики и побережья Мексиканского залива.
Самый маленький экспонат внизу — миниатюрный сосуд в виде животного.
Все изделия выполнены из обожжённой глины, с характерной для древней Мезоамерики пластической лепкой и выразительными лицами.

Подлинный каменный рельеф ацтекского периода (около 1500–1521 гг.), изображающий воинов-орлов — элитных бойцов, одетых в костюмы орлов. Фигуры в характерных позах в головных уборах в виде орлиных голов, с крыльями и когтями. Рельеф выполнен в типичном мексиканском стиле с чёткими контурами и плоской резьбой по камню.

Детализированная масштабная модель древнего города эпохи расцвета империи ацтеков — Теночтитлана. В центре виден главный церемониальный комплекс с пирамидами-близнецами и большим темпло майор, вокруг него — правильная сетка кварталов, каналы, чинампы (плавучие огороды) и густая зелень, воссоздающая мексиканский пейзаж долины Мехико до прихода испанцев. Модель выполнена с высокой точностью и показывает, как выглядела столица ацтеков незадолго до 1521 года.

Древняя мексиканская бронзовая скульптура собаки породы шиолоитзкуинтли (ксолоитзкуинтли) в сидячей позе, с характерными большими ушами, оскаленной пастью и стилизованным ошейником. Фигура выполнена в типичном для культур Западной Мексики стиле Колима (примерно 200 г. до н.э. – 500 г. н.э.), с выразительными чертами и покрыта естественной зелёной патиной от окисления бронзы. Это одна из самых известных и часто воспроизводимых фигурок собак в доколумбовом искусстве региона.

Три древних керамических фигуры классического периода Теотиуакана (около 200–650 гг. н.э.).
В центре — большой сосуд-урна в виде бога дождя и грома Тлалока с характерными кольцевидными глазами, клыками и сложным ступенчатым головным убором. По бокам — две меньшие фигуры воинов или жрецов с поднятыми руками, в высоких шапках с перьями, широкими воротниками-ожерельями и набедренными повязками. Все изделия выполнены в типичной мексиканской керамической традиции с красновато-коричневой поверхностью и остатками полихромной росписи.

Мексиканская керамическая скульптура периода шахтовых гробниц (штаты Халиско, Наярит, Колима, примерно 200 г. до н.э. — 500 г. н.э.). Изображает толстого сидячего пса (часто называемого «колимским псом») с открытой пастью, короткими лапами, хвостом, завязанным узлом на спине, и характерными ушами-«рожками». Такие собаки в культуре Западной Мексики считались проводниками душ в загробный мир и часто сопровождали умерших в могилу. Сосуд или фигура выполнена из светло-коричневой обожжённой глины, с выразительными чертами морды и подчеркнутым животом.

Реконструкция главного храма ацтеков (Уэйи-Тлалок, или Тemplo Mayor) в миниатюре, дополненная подлинными каменными фрагментами оригинального сооружения. На макете видна характерная двухчастная пирамида с двойной лестницей и двумя святилищами на вершине. Над моделью установлены аутентичные скульптуры: вверху — огромный диск Койольшауки (лицо богини Луны, вырезанное из камня), по бокам — головы койотов (символы воинского культа), а ниже — уменьшенная копия знаменитого «Чак-Мооля» (фигуры носителя подношений). Всё вместе даёт представление о грандиозном мексиканском храме, посвящённом богам Уицилопочтли и Тлалоку.

Большая каменная реконструкция фасада теокалли (храма-пирамиды) в мексиканском стиле, покрытая яркой полихромной росписью в красно-бирюзовых тонах. На нижнем ярусе изображена процессия из множества фигур божеств, воинов и жрецов в сложных головных уборах и с ритуальными предметами. Верхний ярус украшен геометрическим фризом с символами и стилизованными змеями. Центральная часть фасада представляет собой дверной проём, ведущий внутрь храма. Экспонат выполнен в натуральную величину и сохраняет оригинальные цвета древней росписи.

Художественная реконструкция древнего города Теотиуакана в период его расцвете: вид с юга на церемониальный центр с проспектом Мёртвых, Пирамидой Луны вдали, Пирамидой Солнца справа и Цитаделью с Храмом Кетцалькоатля слева. На переднем плане показаны платформы и храмы жилого комплекса Тепантитла. Всё выполнено в характерном мексиканском стиле талуд-таблеро, с плоскими крышами и ярко выраженной симметрией планировки.

Детальная масштабная модель древнего церемониального центра ацтеков — Главного храма (Тemplo Mayor) с окружающими постройками и платформами, выполненная в светлом материале на рельефной подложке, имитирующей археологический ландшафт. На переднем плане — реконструкция храма с двойной лестницей и двумя святилищами на вершине, вокруг — многочисленные меньшие платформы, храмы и здания, характерные для мексиканской мезоамериканской архитектуры.

Реконструкция царской гробницы правителя майя Пакаля Великого из Паленке (храм Надписей, VIII век н. э.).
В центре — точная копия огромной резной плиты саркофага с изображением Пакаля, падающего в пасть подземного мира в момент смерти и одновременно возрождающегося в виде молодого бога маиса.
По бокам — статуи владык ночи (Боги Подземного мира Шибальбы).
Стены расписаны фресками в классическом майяском стиле, на полу — керамические сосуды и вотивные предметы, точно воспроизводящие погребальный инвентарь оригинальной гробницы.
Всё выполнено в натуральную величину и с предельной археологической точностью.

Группа древних керамических ацтекских фигурок из обожжённой глины. В центре — крупная прямоугольная фигура с простым лицом, возможно изображение божества или алтаря. Вокруг неё — несколько высоких антропоморфных фигур в сложных пернатых головных уборах, типичных для мексиканской иконографии. Ещё ниже — миниатюрные фигурки людей в разных позах: играющие на музыкальных инструментах, несущие сосуды, танцующие или совершающие ритуальные жесты. Всё выполнено в характерном красно-коричневом цвете терракоты.

Две массивные каменные скульптуры в характерном мексиканском доколумбовом стиле: высокие цилиндрические фигуры с крупными круглыми глазами, широкими носами, выступающими зубами и сложными рельефными украшениями в виде змей, масок и геометрических орнаментов. Одна из статуй увенчана изображением божества или правителя в головном уборе, вторая — более лаконичная, но с ярко выраженным лицом и руками, прижатыми к телу. Обе выполнены из пористого вулканического камня и покрыты следами древней резьбы.

Мексиканская керамическая фигура периода классической эпохи (примерно III–IX вв. н.э.), из культуры Теотиуакана или близкой традиции. Скульптура изображает сидящего мужчину в позе лотоса или скрестив ноги, с руками, сложенными на коленях. Он носит сложный головной убор, ожерелье и браслеты, а также набедренную повязку с декоративными элементами. Фигура выполнена в характерном для того времени стиле: слегка вытянутые пропорции, спокойное выражение лица, богатый орнамент одежды и украшений. Руки и некоторые детали повреждены, что типично для древних керамических изделий.

Информационный стенд с цветными прорисовками сцен из мексиканских кодексов, посвящённый майяскому правителю по имени 8 Олень Коготь Ягуара (восемь Олень Нагуаль Ягуара). На стенде показана хронология ключевых событий его жизни: рождение, военные походы, завоевания, заключение союзов, ритуалы и, в конце, его смерть и посмертное обожествление. Все сцены сопровождаются датами по майяскому календарю и краткими пояснениями на испанском языке. Иллюстрации выполнены в характерном стиле постклассических микстекских кодексов: плоские яркие фигуры на белом фоне, с иероглифами и красной линией, обозначающей жизненный путь правителя.

Детальная масштабная модель древнего города с центральным архитектурным комплексом, состоящим из нескольких платформ, пирамид и прямоугольных сооружений, характерных для мексиканской доколумбовой архитектуры. Вокруг комплекса — обширная территория с имитацией пустынного ландшафта, редкими кустами, кактусами и небольшими зелёными участками, обозначающими оазисы или возделываемые поля. Модель передаёт планировку крупного церемониального и жилого центра в окружении природной среды.

Это погребение молодого человека ацтекского периода (примерно XV–начало XVI века), найденное в позе сидящего с поджатыми ногами. Тело полностью покрыто плетёными циновками и верёвками, что было характерно для захоронений знати или жрецов. Перед ним расставлена погребальная утварь: несколько керамических сосудов и мисок с росписью, в том числе знаменитые чёрно-оранжевые и полихромные чаши ацтекского стиля, а также маленькая курильница. Всё это составляло часть ритуального приношения для загробной жизни.

Каменная реконструкция древнего дверного проёма или ниши с рельефными изображениями в мексиканском стиле: в центре — фигура божества или правителя в сложном головном уборе и с ритуальными предметами в руках, по бокам и сверху — дополнительные рельефы с антропоморфными и зооморфными персонажами, характерные для доколумбового искусства Центральной Америки. Всё выполнено в тёплых песочных тонах, имитирующих старинный известняк.

Витрина с подлинными древними керамическими фигурами и сосудами доколумбового периода.
Слева — смеющаяся фигурка с большими ушными дисками-катушками и сложным головным убором.
По центру — монументальная фигура в позе сидящего человека с квадратной головой, бородой и скрещенными руками, характерная для ремохадас-стиля культуры Западной Мексики.
Справа — фигура сидящего человека с украшениями в ушах и на груди.
Внизу перед каждой фигурой стоят расписные сосуды на трёх ножках (триподы) с геометрическим и зооморфным орнаментом.
Все предметы выполнены из обожжённой глины в красно-коричневых тонах, типичных для мексиканской доклассической и классической керамики.

Витрина с подлинными мезоамериканскими древностями преимущественно доклассического и классического периодов.
На стенде и полках представлены:
- несколько ожерелий и бус из зелёного камня (жадеит, серпентин);
- крупное кольцо-браслет из зелёного камня;
- миниатюрные топоры-celtas и подвески в форме топоров;
- антропоморфные и зооморфные фигурки из жадеита и других зелёных камней;
- керамические сосуды и статуэтки раннеклассического периода;
- дисковидные подвески и круглые пластины с резьбой;
- характерные ольмекские и теотиуаканские амулеты и вотивные предметы.
Все предметы выполнены в типичной мексиканской традиции работы с жадеитом и зелёным камнем, с преобладанием ольмекского и раннеклассического стилей.

Витрина с подлинными фрагментами мексиканских кодексов майя: кусками коры, покрытой штуком и исписанной иероглифами и изображениями. Среди экспонатов — несколько свёрнутых и развёрнутых листов, обугленные и потемневшие от времени, а также отдельные фигурные элементы. На задней стене витрины крупное графическое изображение божества или правителя майя в характерном сложном головном уборе и с ритуальными предметами в руках. Всё это подлинные остатки доколумбовых книг-ширм, созданных в доиспанский период.

Триптих с тремя крупными полотнами, на которых изображены стилизованные женские фигуры в позах с поднятыми и согнутыми в локтях руками. Фигуры выполнены в характерной мексиканской манере: мягкие, обобщённые формы, тёплый золотисто-охристый фон с дымчато-зелёными и чёрными силуэтами. Автор — Руфино Тамайо.

Гигантская настенная роспись в мексиканском стиле, изображающая повседневную жизнь людей разных эпох и социальных слоёв. Слева доминирует огромное мифологическое существо — древнее божество или дух земли — с суровым лицом, держащее в объятиях группу людей. Справа — оживлённая рыночная площадь с колониальной церковью на заднем плане, торговцами, ремесленниками, женщинами в традиционных одеждах, детьми и животными. Всё выполнено в тёплых тонах с богатой детализацией, сочетающей доиспанские мотивы и реалии колониального и современного периода.

Это большая настенная роспись в характерном мексиканском стиле середины XX века, изображающая повседневную жизнь индейской общины. На ней множество женщин в ярких традиционных платьях и с косами занимаются домашними делами: носят кувшины и корзины на головах, толкут зерно в метате, готовят еду, торгуют на рынке, ухаживают за детьми. Слева виден типичный деревенский дом с соломенной крышей, вдали — вулканы и поля. Картина наполнена тёплыми землистыми тонами, динамикой и ощущением коллективного труда.

Это мексиканское «Древо жизни» (Árbol de la Vida) в форме креста — традиционная керамическая скульптура из обожжённой глины, расписанная яркими красками. На ветвях и стволе размещены десятки миниатюрных фигурок: люди в народных костюмах, ангелы, музыканты, сцены повседневной жизни и религиозные сюжеты. Центральный ствол украшен крупным изображением Девы Марии Гваделупской, а верх завершает пышная крона с цветами, птицами и солнцем-луной. Всё произведение насыщено символикой, сочетающей католические и доколумбовые мотивы.

Крупноформатная реконструкция фрески из Теотиуакана: процессия знатных людей в богатых мексиканских одеяниях и высоких головных уборах с перьями, несущих дары и ритуальные предметы. Над ними — красная полоса с изображением стилизованного солнца, птиц и волнистых символов, обозначающих воду и плодородие. Всё выполнено в характерной теотиуаканской цветовой гамме: бирюзовый, красный, охра и жёлтый.

Мексиканский музейный экспонат, представляющий собой большую панорамную карту на стене, иллюстрирующую океанские маршруты трансатлантического и тихоокеанского трафика порабощенных африканцев в период с XVI по XIX век. Карта охватывает мир от Африки через Атлантику к Америке, с дополнительными линиями через Тихий океан к Азии и обратно, показывая ключевые зоны захвата людей в Африке (зелеными зонами), порты отправления и прибытия (оранжевыми точками), города в Новой Испании как места приема и распределения (красными, желтыми и оранжевыми маркерами вроде Веракруса, Акапулько, Мехико, Пуэблы). Маршруты обозначены цветными линиями: желтой для Атлантического, оранжевой для Манильского галеона, черной для эндемической, зеленой для тихоокеанской. На переднем плане панель с заголовком о четырех веках рабства, текстом о глобальном характере торговли, символами для маршрутов и списками городов, портов, зон извлечения. Экспонат подчеркивает объемы перевозок миллионов людей на плантации табака, кофе, сахара и в шахты, с акцентом на европейские и азиатские связи.

Витрина с традиционными мексиканскими глиняными фигурками и масками. В центре — группа маленьких расписных солдатиков и музыкантов в синих мундирах и шляпах, стоящих полукругом на жёлто-коричневой подставке. Справа отдельно стоит фигурка всадника на коне на деревянном постаменте. Выше висят две керамические маски: одна чёрная с белыми зубами, другая розоватая с чёрными усами и бородой. На стене за экспонатами — старинная картина в деревянной раме и несколько изразцов с сине-белым орнаментом. Всё вместе представляет яркий образец мексиканского народного искусства из глины.

Витрина с экспонатами доколумбового и раннеколониального периодов. В центре — стальной испанский нагрудник и шлем-морион XVI века на манекене. Слева — связка мексиканских стрел с обсидиановыми и костяными наконечниками и макуауитль (деревянный меч-дубина с обсидиановыми лезвиями). Над доспехом — репродукция страницы из кодекса XVI века с изображением конкистадора и воинов-ацтеков. Справа — ритуальная фигура, полностью обёрнутая и перевязана верёвками (традиционная жертва богам). Внизу открытая книга — facsimile кодекса с иллюстрациями и текстом на науатль и испанском. Всё вместе иллюстрирует момент столкновения двух миров в XVI веке.



